Проблема-решение мы ничего не успеваем

Содержание

Приёмы критического мышления как средство развития логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира

Особенности развития логического мышления младших школьников. Эффективность применения критического мышления как средства развития логического мышления у младших школьников на примере уроков на уроках окружающего мира с использованием техники вопросов.

Рубрика Педагогика
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 31.05.2020
Размер файла 693,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Педагогический колледж №2

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Приёмы критического мышления как средство развития логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира

Допущена к защите

«___» __________ г.

Зам.директора по УПР

студентка 5 «Б» группы

Лилекова Дарья Владимировна

Преподавание вначальных классах

Школьницкая Оксана Николаевна

г. Санкт — Петербург

Глава 1. Мышление

1.1 Понятие мышления

1.2 Виды мышления

1.3 Индивидуально-психологические особенности мышления

1.4 Операции мышления

1.5 Особенности логического мышления младших школьников

Глава 2. Приёмы развития критического мышления

2.1 Понятие «критическое мышление» и его характеристики

2.2 Использование техники вопросов для развития критического мышления

2.3 Прием “Составление кластера”

2.4 Приём «П» — «М» — «И»: таблица «Плюс — минус — интересно»

Глава 3. Исследование уровня развития логического мышления у младших школьников с помощью приёмов критического мышления

3.1 Характеристика класса, особенности условий для проведения эксперимента

3.2 Выявление уровня развития логического мышления на уроках окружающего мира

3.3 Исследование динамики логического мышления в ходе экспериментального обучения

В настоящее время происходит активное обновление содержания и методов начального образования, вызванное происходящими в нашем обществе изменениями. Появилась возможность альтернативного обучения, трансформировались общие цели начального образования, в частности, внимание стало акцентироваться не на знаниях, умениях, а на проблеме общего развития школьников.

Есть такое мнение, что современный ребёнок, «запертый» в ограниченном пространстве жилой комнаты наедине с телевизором, компьютером или «видиком» страдает от отсутствия сенсорной базы. Он в прямом смысле воспринимает мир только глазами и ушами, а остальные его ощущения «дремлют». В этом случае ребёнок не учится приобретать знания самостоятельно, отбирать их, пропускать через «сито» нужности и полезности, а значит, не способствует формированию элементов самообразования, саморазвития.

Вероятно, всякий учитель сможет привести несколько примеров из своей педагогической практики, особенно из первых лет ее, когда он наталкивался на случаи неясного для него самого непонимания детьми рассказа, объяснения и т.д. Казалось бы, все так просто, понятно, а ученики, тем не менее, не понимают.

Также, он сможет вспомнить несколько не менее досадных эпизодов, когда, чем больше старался он объяснить детям непонятное, тем меньше они понимали. И, наконец, наверное, всякий учитель может привести ряд случаев, когда на вопрос «понял?» ученик уверенно и искренне отвечает «понял», а при проверке оказывается, что он ничего не понял. Чего же и почему не понимают дети? Как объяснить им так, чтобы они поняли? Почему нередко они говорят, что поняли, когда на самом деле не поняли?

Знание является первым условием понимания. Если у ребенка нет соответствующих знаний, он, конечно, ничего не поймет. Учитель будет говорить одно, а он будет представлять другое, совершенно неподходящее. Вот почему, перед тем как давать ученикам новый материал, надо проверить, на каких уже имеющихся у детей знаниях можно построить этот новый урок. У маленьких школьников еще недостаточно развита логика. Сплошь и рядом один вопрос «почему?» — в смысле, «на каком основании ты считаешь это правильным?» понимают как вопрос: «Как ты дошел до этой мысли?».

Вот почему в элементарных учебниках строго логическое доказательство нередко подменивается простым рассказом, как люди додумались до того-то. Но даже и это бывает часто трудно детям, мало понятно им.

По сравнению с вопросом «почему?» гораздо понятнее ребенку вопрос «зачем?» Поэтому в начальном обучении этот вопрос весьма популярен, например: «Зачем у кошки острые когти?» (хотя, конечно, такая телеологическая постановка вопроса совершенно неверна). Особенно понятен ребенку этот вопрос, если речь идет о близких его опыту и интересам целях.

Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводит к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями».

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.

Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс преподавания окружающего мира в классах начальной школы.

Предметом исследования — использование методов и приёмов критического мышления на уроках окружающего мира как средство развития логического мышления у младших школьников.

Целью — исследовать эффективность применения критического мышления, как средство развития логического мышления у младших школьников.

Глава 1. Мышление

1.1 Понятие мышления

Мышление — процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений (психологический словарь).

Мышление — высшая ступень познания — процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях (толковый словарь С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова).

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет — в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление — опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений — такова сущность человеческого мышления.

Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи.

Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно- исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

1.2 Виды мышления

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

1) генезису развития;

2) характеру решаемых задач;

3) степени развернутости;

4) степени новизны и оригинальности;

5) средствам мышления;

6) функциям мышления и т.д.

1. По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

2. По характеру решаемых задач различают мышление: теоретическое; практическое. Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Теоретическое мышление — это познание законов и правил. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости различают мышление: дискурсивное; интуитивное. Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное и продуктивное (творческое).

Репродуктивное мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление — мышление на основе творческого воображения.

5. По средствам мышления различают мышление: вербальное; наглядное.

Наглядное мышление — мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление: критическое и творческое. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

1.3 Индивидуально-психологические особенности мышления

Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д.

При этом быстрота мышления — это скорость протекания мыслительных процессов.

Самостоятельность мышления — умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Гибкость мышления — способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.

Инертность мышления — качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов — минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения. Экономичность мышления — число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность. Широта ума — умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления — умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности. Последовательность мышления — умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления — качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления — качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

1.4 Операции мышления

Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как: анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, обобщение, классификация и категоризация.

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так, в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико- синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение — это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

Обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах — в результате их анализа — выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: общие как сходные признаки и; общие как существенные признаки.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Абстракция — отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков. Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.

Каждая невеста должна знать:  Белая бутоньерка жениха. Фотоидеи

Классификация — систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

1.5 Особенности логического мышления младших школьников

К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь — уже прошли достаточно долгий путь развития.

Напомним, что различные познавательные процессы, обеспечивающие

многообразные виды деятельности ребёнка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют сложную систему, каждый из них связан со всеми остальными. Эта связь не остаётся неизменной на протяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой-либо один из процессов.

Психологические исследования показывают, что в этот период именно

мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов.

В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

1. Предметно-действенное (наглядно-действенное).

3. Абстрактное (словесно-логическое).

Предметно-действенное мышление — мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом; наглядно-образное мышление — мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению — это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности учебной.

Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний, школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети

овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо

регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.

Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.

При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.

В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала.

Эти данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности.

Глава 2. Приёмы развития критического мышления

2.1 Понятие «критическое мышление», и его характеристики

Словосочетание «критическое мышление» в русском языке подразумевают некую сосредоточенность на недостатках. В английском языке понятие «критическое мышление» означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания.

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла — как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений; умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Джуди А. Браус и Дэвид Вуд выделили те характеристики, которые Б. Рассел определил как «как ряд навыков мышления».

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Обучая школьников думать подобным образом, учителя тем самым поощряют их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимых сведений. Люди, которых в детстве учили решать проблемы, впоследствии бывают способны решать значительно больший круг задач, чем те, кого этому не учили. Развитие критического мышления в семейном кругу может происходить в форме совместных раздумий о положительных и отрицательных сторонах разных видов субботнего отдыха. Когда мы вместе с детьми обсуждаем разные точки зрения, они учатся применять этот прием в других жизненных ситуациях.

Вы сами можете назвать множество ситуаций, в которых дети способны приобрести навык критического мышления.

2.2 Использование техники вопросов для развития критического мышления «Ромашка вопросов»

Каждый тип вопроса актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. Педагоги и психологи с давних пор стремились создать классификацию всех вопросов. Это нужно было для практических целей. Зная, что каждый тип вопроса задействует одну из сторон мышления, мы сможем сознательно управлять как своим мышлением, так и мышлением учеников, чтобы реализовать интеллектуальный потенциал в полной мере.

Итак, существует шесть типов вопросов, шесть больших «крючков», на которые можно поймать великое множество идей:

1)Простые вопросы, или «о пользе забывания»

Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти, называются ПРОСТЫМИ. Многие учителя используют этот тип вопросов для оценки знаний учеников, так же поступают и родители. Если ребенок не отвечает, ему полагается изобразить на лице чувство вины и что-то сказать в свое оправдание.

Тем не менее простые вопросы необходимо использовать, чтобы вовлечь в работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию. Предположим, дети услышали от вас слово «консилиум». Они выучили его к следующему уроку. Вы уверены, что они будут помнить определение через год, два?

Итак, простые вопросы — это вопросы, ответы на которые требуют знания фактической информации. Если знания не используются, они быстро забываются, поэтому разумнее помнить, где можно получить необходимые сведения, а не зазубривать механически.

2)Уточняющие вопросы, или «правильно ли я тебя поняла?»

В психологии есть такой термин — вербализация. Его используют, когда говорят об одной из техник активного слушания. При пассивном слушании человек стремится «подогнать» воспринимаемую информацию под свое представление об обсуждаемом предмете. Активное слушание отличается от пассивного рядом особенностей:

1. при активном слушании человек нацелен на установление психологического контакта с собеседником. Слушая, он пытается понять тот своеобразный язык, с помощью которого его визави выражает свои мысли. При некоторой общности, образ мира у каждого человека индивидуален. Один психолог сказал: «Мы все смотрим на происходящее вокруг нас под углом своих проблем».

2. активный слушатель стремится найти общее между своей точкой зрения и высказываниями собеседника, тогда как пассивный слушатель акцентируется на различиях, на спорных моментах. Второй путь гораздо привычнее и легче.

3. слушая активно, человек предоставляет собеседнику обратную связь. Обычно она начинается со слов «насколько я понял…», «правильно ли я вас поняла, что…», «то есть вы говорите, что…», «я поняла, что ты сказал о …» и т.д. Такие вопросы называются уточняющими или вербализацией.

1. Повторяют сказанное слишком подробно и дословно

2. Некоторые задают не уточняющие, а наводящие вопросы. Их еще называют формирующими.

3. Некоторые просят уточнить то, что им полностью непонятно.

4. Некоторые используют негативные мимику и жесты

Некоторые философы считают, что сущность человеческого восприятия состоит в постоянной интерпретации происходящего. То, что мы воспринимаем, мы перед этим себе объясняем. Просто это происходит так быстро, что мы не успеваем порой отдать себе в этом отчет.

Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Начинать использовать вопросы-интерпретации можно с первого класса, но наибольшую актуальность они имеют, начиная с пятого класса и старше. Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.

Рекомендации по использованию вопросов-интерпретаций

— задавайте их, когда вам самим интересно услышать ответы

— после своего вопроса и ответа учащегося сделайте паузу

— в течение одного обсуждения не нужно задавать больше четырех вопросов-интерпретаций

— за один раз не выслушивайте больше двух-трех версий ответов.

Мы очень часто забываем, что в наших мыслительных процессах эмоции занимают далеко не последнее место. Мы склонны сначала формировать эмоциональное отношение к какому-то явлению или предмету обсуждения, а затем уже осмысливать его рационально: приводить аргументы «за» и «против», анализировать и т.д.

Очень важно с детского возраста учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление. И осуществлять это призваны так называемые оценочные вопросы. Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления. Осознавая свое отношение к тем или иным людям, событиям, фактам и даже формулам, мы извлекаем на поверхность образы, которые оказывают на наше мышление значительное влияние, но в существовании которых мы не отдавали раньше себе отчета.

Когда необходимо использовать оценочные вопросы

· Когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке.

· Когда вы видите, что мимика и жесты учеников говорят об их желании что-то изменить в уроке.

Рекомендации по использованию оценочных вопросов

1.Иногда учителя используют оценочные вопросы в пиковые моменты ученической активности. Этого не стоит делать. Активность не снизится, но ее знак может поменяться с плюса на минус.

2.Нужно уметь распознавать невербальные сигналы, говорящие о чувствах учеников. Затем с помощью оценочных вопросов помочь детям осознать свои чувства.

3.Не следует задавать формирующие оценочные вопросы. Например: «Вам, ребята, вообще-то нравится изучать тригонометрию?». Цель вопросов-оценок состоит в осознании уже сформированных эмоциональных отношений, но не в формировании их.

4.Ответы на оценочные вопросы должны быть интересны лично вам. Как вы прекрасно понимаете, сложнее проявлять внимание к тому, что не затрагивает вашу душу.

5.Не следует учителю первому отвечать на им же поставленный оценочный вопрос. Иногда паузы пугают учителей, и они сами начинают отвечать.

6.Не надо злоупотреблять оценочными вопросами. Даже взрослым людям бывает сложно говорить о своих эмоциях.

Задавая творческие вопросы, можно изменить течение урока. Дело в том, что фантазия по определению не бывает правильной или неправильной — каждый волен придумывать все, что захочется. Побуждая детей к подобной игре воображения, мы автоматически оказываемся с ними на равных. Их фантазии имеют точно такую же ценность, как и ваши! Разумеется в своей области вы — эксперт, но в мире предположений и вымыслов каждый сам себе специалист.

Рекомендации по использованию творческих вопросов

· Остерегайтесь делить фантазии детей на правильные и неправильные

· Не стоит задавать творческий вопрос, если вам не интересно услышать ответ

· Не отвечайте на свой же вопрос

· Не критикуйте возможные предположения ни в какой форме

· 4-5 творческих вопросов в течение урока вполне достаточно

· После того, как все версии будут высказаны, сделайте паузу 5-10 секунд — возможно, кто-то еще что-то добавит

· Искренне благодарите за каждую версию.

Кажется, что наиболее уместно использовать практические вопросы при изучении естественных наук: географии, экологии, физики, химии. Именно здесь легко вычленить практическую область. Тем не менее функциональная сторона мышления должна быть задействована и в других сферах общения взрослого и ребенка. Любые знания, поучения необходимо «заземлять» на практику. Если этого не произойдет, слова, отрывки из книг могут так и «повиснуть в воздухе». Поэтому практические вопросы необходимо использовать на любых уроках.

Рекомендации по использованию практических вопросов

· Практический вопрос желательно начинать задавать со слов «Как мы можем…»

· Необходимо, чтобы у детей под рукой были источники, которыми можно пользоваться при ответе.

· В данном случае критика нужна, но желательно, чтобы она исходила не от взрослого, а от самих ребят. А в роли судьи выступали бы тексты.

· Вопрос нужно формулировать максимально точно

· Желательно, чтобы в вопросе звучала проблема, решение которой было бы важно для учеников.

· Взрослому следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий. Помните, что любому человеку свойственно ошибаться. А рассказ учителя о своих ошибках в школьном возрасте способствует созданию в классе дружелюбной, открытой атмосферы.

«Лучший способ задать интересный вопрос — перепробовать все типы вопросов».

2.3 Прием “Составление кластера”

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер — это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова — для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления — для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии — при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

2.4 Приём «П» — «М» — «И»: таблица «Плюс — минус — интересно»

Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей ее с уже имеющейся, — это способ активной работы с текстом. Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:

информация, которая, с точки зрения ученика носит позитивный характер,

наиболее интересные и спорные факты

При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

2.5 Использование на уроке рисунков для развития критического мышления

Когда мы обсуждали смысл использования творческих вопросов, мы говорили о творчестве решений во всех областях жизни. Ведь творчество — это способность взглянуть на проблему со стороны. Благодаря творчеству мы, используя небольшие усилия, достигаем впечатляющих результатов. Попробуем наше повседневное творчество — рисунки, схемы, условные знаки — использовать в обучении.

Мы познаем мир лучше, когда действуем. Овладев некоторыми навыками графического изложения материала, можно открыть для себя новые стороны изображаемого явления. Один мудрый человек сказал: «Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю». То же можно сказать обо всех графических формах работы с информацией: о схемах, таблицах, графиках, условных знаках и, конечно, рисунках — когда мы их используем, мы лучше понимаем себя и то, что изучаем.

Графические формы можно использовать не только как рефлексию пройденного материала, но и как способ пробуждения у учащихся интереса к теме занятия.

Сами же рисунки можно использовать не только для улучшения работы на уроке и подведения итогов, но также и для пробуждения интереса учащихся к теме занятия, побуждения их к дальнейшему исследованию.

Каждая невеста должна знать:  Цветной дым на свадьбе ТОП-20 идей для фото

Чего мы добились? Конечно, пробуждения интереса к данной теме, к поискам правильного ответа, к включению учащихся в процесс поиска верной идеи еще до основного исследования. Ученики делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи в интересной форме рисунка. Способ решения любой задачи индивидуален для каждого человека. И в данной работе учтены индивидуальные возможности творчества, поиска правильного ответа, систематизации знаний. Учащиеся свободны в поиске решений заданной проблемы, а для нас важны ВСЕ их предположения, ведь именно они, эти прогнозы, заставили детей размышлять по данному вопросу до того, как они приступили к его изучению.

3. Исследование уровня развития логического мышления у младших школьников с помощью приёмов критического мышления

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс преподавания окружающего мира в классах начальной школы.

Предметом исследования стало использование методов и приёмов РКМ при изучении предмета окружающий мир в начальной школе как средство развития логического мышления учащихся.

3.1 Характеристика класса, особенности условий для проведения эксперимента

Под педагогическим экспериментом современная педагогика школы понимает метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельных методов, средств обучения и воспитания.

Общие сведения о классе: во 2 «Б» классе 29 человек, из них 14 мальчиков и 15 девочек. Класс сформировался в 2006 учебном году. Смены классных руководителей после формирования класса не происходило. Большинство детей воспитываются в полных семьях. Класс по успеваемости средний. Особого внимания заслуживают слабоуспевающие ученики: Базылева Лиза, Виткина Оля, Захлебный Рома, Хамраев Ферузжен. Им необходима постоянная помощь в организации дополнительных занятий по ряду предметов. Но есть и сильные ученики, такие как: Гейдарли Синан, Кузнецова София, Меньшикова Варя, Пуцман Настя. В основном класс нацелен на учебу, серьезно относится к школьным предметам. Иногда бывает излишняя шумливость во время перемен, необходим постоянный контроль. Все учащиеся трудолюбивые. Класс дружный.

Из беседы с классным руководителем я узнала, что ей не известны приёмы критического мышления как средство развития логического мышления у младших школьников на уроках, и, соответственно, она их не применяла. Отсюда следует, что класс не подготовлен к такому эксперименту.

3.2 Выявление уровня развития логического мышления на уроках окружающего мира

Цель опытно — экспериментальной работы: выявить логическое мышление младших школьников через приёмы критического мышления на уроках окружающего мира.

После анализа литературы по данному вопросу была выдвинута гипотеза: если использовать методы и приёмы КМ, то можно развить логическое мышление учащихся:

ь умение ставить вопросы;

ь умение выделить главное;

ь умение делать сравнение;

ь умение устанавливать причинно — следственные связи и делать умозаключения;

ь умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

ь способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Содержание опытно — экспериментальной работы определили следующие задачи:

1. Изучить умственное развитие учащихся на первую неделю обучения (моей практики) в школе и в течение всей опытно — экспериментальной работы, провести диагностику их развития.

2. Применять приемы и методы развития критического мышления на практике.

3. Выявить уровень сформированности критического мышления;

4. Вести наблюдение за умением проводить рефлексию своей деятельности.

5. Разработать критерии ожидаемых результатов.

6. Вести поиск и разработку необходимых диагностических материалов.

7. Методами педагогического эксперимента показать положительное влияние использования методов и приёмов КМ для развития логического мышления учащихся.

Для выявления логического мышления учащихся используются следующие методики:

Методика «сложные аналогии» [сноска«Энциклопедия психологических тестов»]

Методика используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуально, так и в группе.

Содержание методики: обследуемому предлагается на бланке 10 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях, на этом же бланке в квадрате «Шифр» расположены 5 пар слов с соответствующими цифрами 1-5. После того как испытуемый определит отношения между словами в паре, ему надо найти аналогичную пару слов в квадрате «Шифр» и обвести кружком соответствующую цифру. Время выполнения работы 3 мин. Оценка производится по количеству правильных ответов.

5 слагаемых «продающей» рекламы или как оценить идею

Предлагаем вашему вниманию авторский подход к оценке эффективности рекламной идеи. Мы намерены продемонстрировать разработанный нами алгоритм оценки работоспособности практически любого рекламного сообщения, даже до его размещения в масс-медиа.

Рекламная идея: знаю, что ничего не знаю.

То, что в мире не существует хоть сколько-то четких методик создания или оценки рекламной идеи — есть очевидный факт и общее место традиционного маркетингового подхода. В ходу либо провозглашение важности креатива и поклонение истлевшим мощам рекламистов прошлого, либо попытки заявить некий как бы научный подход и попытаться произвести впечатление большого «ученого». Разумеется, обоим вариантам место на свалке, на вопрос создания и тестирования рекламной идеи ответа они не дают. Все спекуляции вокруг креативности и нестандартности позволяют создать правильную, «работающую» рекламную идею только случайно, а квазинаучный подход представляет собой науку ради науки и никакого практического применения вообще не предполагает.

Конечно, адептов и того и другого подходов более чем достаточно, одни как дети радуются красивым необычным картинкам, за которыми как правило не строит никакой внятной идеи, другие прикрываются всевозможными моделями и именами Росситера-Перси, Робертсона, Сикса, Лэвиджа-Стейнера, МакГвайра, и других «ученых» от рекламы, недостатка в которых на Западе с их обилием грантов не наблюдается. Но воз и ныне там. Даже критериев оценки уже «сработавшей» рекламы не существует. Реклама была размещена на ТВ или в прессе, она, к примеру, привела к росту продаж, но почему это произошло — неизвестно. Во всяком случае, все объяснения, все истории успеха — вымысел, фантазии и отговорки, так как они не предполагают повторить успех. То, что даже постфактум, объективно выявить и оценить рекламную идею современная рекламная «наука» не в состоянии, может говорить только об одном — о полнейшем непонимании того, что есть продающая идея и какова она должна быть. Спорить с этим может только совсем дремучий дилетант рекламной или маркетинговой сферы. Отсюда и акцент на «креативе», который затмевает тривиальность рекламного мессиджа.

Реклама фитнес-центра Powerhouse Gym, разработанная студентами колледжа дизайна и рекламы Savannah (США) вызвала горячую поддержку посетителей рекламных сайтов.

«Круто», «Здорово», «Почему у нас так не могут?» — восторженных эпитетов было много

Но достаточно отвлечься от креатива — оболочки, как заурядность мессиджа оказывается как на ладони: это есть просто фитнес, не более того. Ведь именно так потребитель и будет воспринимать эту рекламу, пусть восхитившись размером носителя, но так и не получив стимула записаться именно в этот центр. Фитнес как фитнес, не хуже и не лучше других. И что в этом интересного и тем более ценного? Ничего. Реклама «на троечку», если не хуже.

Рекламный подход, который разделяют многие творцы от рекламы, давно устарел морально. Сменился сам объект рекламы. На рынке давно перестали продаваться товары и услуги, на рынке теперь продаются бренды. В чем отличие? Продукт существует в рыночном пространстве со слабой или вообще отсутствующей конкуренцией. Бренд существует на рынке, где конкуренция достаточно жесткая, а потребитель перегружен информацией. При выборе продукта, потребитель анализирует только две альтернативы: обладать продуктом или нет. При выборе бренда на высококонкурентном рынке потребитель сталкивается с выбором из большого числа альтернатив и логика выбора уже другая. Детализация предпочтений потребителя становится существенно тоньше, потребителя не интересует просто продукт, ему нужен четко сфокусированный на него продукт, предназначенный именно для него, соответствующий его высказанным или даже невысказанным пожеланиям. Его интересует даже не просто наилучший продукт, а наилучший для него человека, лично, со всем набором комплексов, детских страхов, штампов, шаблонов, мечтаний и стереотипов. Обнаружив этот продукт, потребитель формирует мнение о нем, запоминает его атрибуты и при последующем выборе руководствуется этими сведениями. Так и возникают бренды. Исходя из этого, и должна выстраиваться коммуникация, главная задача которой очевидна: донести до потребителя информацию о продукте, его специфичных выгодах и способах его идентификации в точке продаж. И от того, что вы убьете немыслимый бюджет на продвижение самого факта существования категории (как, например, в случае вышеозначенного фитнеса), нужного эффекта эта реклама не произведет, если на рынке присутствуют более сфокусированные марки с обозначенными четкими выгодами для той или иной целевой группы. Что для подавляющего большинства даже отечественных рынков давно стало нормой. Рекламные идеи должны быть намного более конкретными и просчитанными. А рекламщики как дети продолжают восторгаться креативом, когда сам рекламный мессидж зачастую совершенно не актуален и не работоспособен.

Вся т.н. психология рекламы на поверку оказывается абсолютно не работоспособной. Пресловутый научный подход рассматривает человека как «черный ящик», который при определенном воздействии, иногда (!) выдает некоторую реакцию, и на этом концептуальное понимание логики поведения заканчивается. За бортом остается почти вся система мотивации человека, которую можно смело назвать ядром человеческой психики в целом и алгоритмов выбора в частности. Система мотивации не исследуется сколь-угодно подробно, ведь подробных классификаций мотивов нет в психологической теории вообще. В результате, без фундамента, эта недонаука представляет собой мертворожденного уродца. В сотый раз мы вынуждены сказать: время брендов требует другого подхода. Забудьте Огилви и Хопкинса, выбросьте из головы последние остатки почтения перед всевозможными западными и отечественными «гуру» или «учеными». Начните зрить в корень, думать и анализировать.

Правила эффективной продающей идеи

1. Потребность.

Первым пунктом — самое очевидное требование: реклама, дабы правильно влиять на потенциального или реального потребителя, должна доносить причины покупки рекламируемого объекта. Разумеется, эти причины должны быть сформулированы не с позиции капризов рекламодателя или же измененного сознания креативщика. Эти причины должны быть обозначены, исходя из той карты потребностей, которую мы достаточно долго «разжевывали» в предшествующих статьях. Базовая потребность, ситуативная модель, ролевая модель, культурный фактор и модный тренд — потребность должна быть выделена, четко обозначена, должна быть уникальной (в идеале) и соответствовать этапу развития рынка , который и определяет то, какой уровень потребностей является доминирующим.

Реклама без указания потребности является по умолчанию выброшенными на ветер деньгами. Потребность — базис принятия решения и должна оцениваться в первую очередь. Нет указания потребности — анализ идеи закончен в связи с отсутствием предмета анализа. Потребность обозначена и она в целом адекватна продукту- не будем продолжать ее анализировать, это слишком глубокий вопрос для данной статьи, ставим один балл и идем далее.

2. Портрет потребителя.

Каждый продукт предполагает некоторый портрет потребляющего субъекта. Иногда, это происходит само собой: продукт, в силу своих особенностей и назначения не оставляет сомнений в том, кто является его типовым покупателем. Но обычно, потребитель усваивает этот портрет из коммуникации. В конце концов, покупать лимонад или автомобиль сейчас может кто угодно, только коммуникация может и должна однозначно и четко заявить о том, для кого предназначен данный объект потребления. Этот вопрос для потребителя крайне важен, ведь каждый человек (не исключая и читателей этой статьи) чрезвычайно озабочен тем впечатлением, которое он производит на окружающих, пусть он не готов признаться в этом даже самому себе. И если оценка со стороны окружающих будет негативна, человек скорее откажется от потребления, даже если продукт ему нужен.

Не будем погружаться в глубины имиджа, мы описываем достаточно простой способ анализа, которым можно пользоваться любой здравомыслящий человек. Потому, вторым правилом делаем следующее: портрет потребителя должен быть позитивен. Этого уже достаточно. Портрет позитивен — плюс еще балл и идем далее. Портрет негативен — реклама снимается и отправляется в брак. Вообще, достаточно сложно изобразить потрет потребителя негативным. Но «криейтеры» с неуемной жаждой оригинальности могут испортить очень многое. Потому, в качестве «защиты от копирайтера» мы и внесли этот, достаточно очевидный пункт.

3. Личностная ценность

Честно говоря, можно было бы обойтись всего первыми двумя пунктами. Такая реклама уже будет работать. Пусть на «троечку с минусом», но все-таки будет. Однако, если говорить о рекламе превосходной, отличной, сверх эффективной, надо двигаться дальше и обозначить более глубокие параметры.

Тем более, что мы говорим не просто о рекламе абы чего, а о рекламе бренда, марочного продукта. А если мы говорим о бренде, то без личностных ценностей никак. Правда, не смотря на очевидность идеи о соответствии бренда какой-либо ценности, даже эту идею перевирают и понимают как угодно, только не так как надо. К бренду пытаются прикрутить с десяток разных ценностей, от независимости до домашнего уюта, дескать, это поможет. Но на самом деле, такие абсурдные сопоставления не только не уживаются в голове потребителя, они даже не могут быть воплощены в рекламе. В итоге, весь этот «брендинг», без буквы «н» остается только на бумаге, а в жизни — как получится.

Однако, в реальности, все достаточно просто: во-первых, личностная ценность уточняет потребность, отвечая на вопрос «как именно она реализовывается», то есть она должна быть жестко привязана к потребности, которую мы уже обозначили в п1. А во-вторых, личностная ценность «включает» значимость потребления конкретного бренда, делая его символом, синонимом выбранной ценности. Посмотрите рекламу и просто задайте себе вопросы: этот рекламируемый объект символ. чего? Я куплю это, потому что это. что? Я куплю это потому что я. какой? Если ответ есть, и этот ответ закономерно следует из потребности — прекрасно. Ставим балл и двигаемся далее. Нет ответа — этой рекламе уже место не в мусорном ведре, у нее еще есть шанс, но эффективность уже существенно ниже.

4. Рациональная аргументация

Человек не является эмоциональным, нелогичным существом в чистом виде, как это пытаются бездоказательно заявить некоторые деятели, в качестве рекламных идей пропагандирующие невменяемые варианты какой-то «эмоциональной» рекламы, которую нельзя ни просчитать, ни осознанно и планомерно разработать. Да, логика человека во многом иррациональна, но это не означает, что рациональные аргументы неважны. Каждое утверждение должно быть верифицируемо, доказуемо. Пусть в качестве аргументации приводятся лишь иллюзии аргументов, не могущие служить основой для принятия решения, рациональная составляющая должна иметь место. Этот критерий достаточно прост: если в рекламе есть утверждения, говорящие о неких (желательно уникальных) положительных свойствах продукта — еще один балл в копилку.

5. Форма подачи. Манипуляция.

Вопрос формы подачи является не менее важным, чем все прочее. По умолчанию, форма подачи должна быть простой и интуитивно понятной, ведь человек не склонен вдумываться в рекламу и искать скрытые подтексты. У него и так есть чем занять свою голову, тем более, что рекламный прессинг нынче чрезмерен и вдумываться в рекламу у человека нет ни сил, ни возможностей. У вас есть не более секунды внимания на то, чтобы дать понять зрителю, о чем идет речь. Потому, все разговоры о сложном кодировании рекламного сообщения — от лукавого. Однако, это условие слишком простое, чтобы о нем долго говорить. Мы имеем в виду другой аспект формы подачи: манипулирование.

Концептуально, манипулирование в рекламе также не является особо сложным вопросом. Общая структура проста: проблема-решение. Эта проблема связана с тем, что человек не является потребителем продукта, а решение, соответственно — потребление. Эта проблема — недостаточно правильное решение той задачи, перед которой стоит человек в своей жизни. Проблема может быть как сугубо рациональна: все прочие продукты недостаточно хороши. Или же, проблема иррациональна и связана уже с имиджем, с восприятием и самооценкой человека: нет продуктабренда — имидж ущербен. А сам объект рекламы является решением, при покупке которого потребитель приобретает недостающие элементы, которых ему не хватало для полного счастья. При всей поверхностности и даже незамысловатости этого условия, оно является очень эффективным способом склонить чашу выбора в пользу рекламируемого объекта.

Подобный подход мы встречаем достаточно часто, манипулятивное сравнение может подаваться как в неприкрытом виде, так и подано скрыто, неявно, при помощи символов, человеческих образов и многого другого. В данной статье мы не учим создавать рекламу по этому шаблону, а всего лишь ее оценивать, потому обойдемся без детализации. Для оценки рекламной идеи описанных принципов уже достаточно. А для создания — умный найдет способы применения и даже при таком, весьма общем подходе.

Каждая невеста должна знать:  Бизнес и Творчество конференция для свадебных профессионалов

Теперь нам остается лишь отработать принципы на уже существующей рекламе.

Препарируем рекламу.

Apple. 1984

Самый известный ролик всех времен — рекламный фильм, снятый Ридли Скоттом по мотивам антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла к запуску первого «Макинтоша». Ролик, получивший более 100 различных наград и считающийся чуть ли ни лучшей рекламой за все время существования рекламной индустрии. Сюжет: люди строем идут на «пятиминутку ненависти» слушать «Большого Брата». Вбегает девушка, преследуемая полицией, и разбивает молотом экран, с которого вещает «Большой Брат». Текст: 25 января Apple Computer представит Macintosh. Вы увидите, почему 1984 год не будет таким как «1984».

Компания: Apple Inc.
Бренд: Apple
Название: 1984
Агентство: TBWA/Chiat/Day Los Angeles
Страна: США

Причин для покупки нет. Реклама, если не рассматривать ее художественный аспект — абсолютно неработоспособна. Низкая популярность первого «Макинтоша» и последующий масштабный кризис компании Apple Computer в 80-х годах — закономерный итог. Чем восхищались и восхищаются рекламисты? Загадка.

Тем не менее, корпорация Apple в настоящее время рекламируется уже совершенно иначе. И это стоит оценить.

Apple. Get a Mac.

Компания: Apple Inc.
Бренд: Apple
Агентство: TBWA Media Arts Lab
Страна: США

Здесь собраны различные ролики этой рекламной кампании. Идея достаточно проста: Мас и PC представлены человеческими образами и в рекламе обыгрываются различные преимущества «Макинтошей» — отсутствие вирусов, стабильная работа, ориентация на творчество и т.п. Наверное, каждый уважающий себя рекламист или маркетолог знаком с этой рекламой, тем более что все ролики можно обнаружить на официальном сайте Apple. Итак, изучаем идею.

  1. Потребность. Соответствие ролевой модели, которую олицетворяет рекламный персонаж. Ролевая модель видна невооруженным взглядом: конечно, это никакой не Бунтарь, это скорее Свободный Художник, предпочитающий «Think Different» (думать иначе — слоган Apple). Плюс один.
  2. Портрет потребителя. Однозначно позитивен. Еще балл.
  3. Ценности. Четко прослеживаются в рекламе: свобода от корпоративных стандартов, творческий подход. Итого, уже три балла.
  4. Рациональная аргументация. Присутствует в полном объеме. Каждый ролик посвящен какой-либо одной особенности компьютеров Apple — от удобного разъема питания до отсутствия необходимости забивать жесткий диск посторонними программами. Уже четверка.
  5. Манипуляция. Опять же, сравнение в пользу Apple налицо: на кого хочется быть похожим, чей имидж позитивнее — у раскованного молодого человека или скучного, неловкого толстяка в костюме, олицетворяющего корпоративные стандарты и конкурента Apple — компьютеры Х86 архитектуры? Ответ очевиден. Рекламе пять баллов. Даже с плюсом. Серьезный рост рыночной доли рынка Apple тому явное подтверждение. В настоящее время, 23 компьютеров дороже 1000 USD, продаваемых в США, несут логотип с яблоком.

Совпадения с обозначенными критериями оценки даже удивительны. Поверьте, мы не писали эту статью на основании рекламной кампании Get а Mac. Некоторые случаи и из других областей попадают под описанные правила, вне зависимости от того, рациональна или же иррациональна реклама.

Fairy. Нежные руки

Что может быть прозаичнее мытья посуды и тривиальнее рекламы моющих средств? Сюжет: девушка переживает по поводу сохранности маникюра при мытье посуды, но с помощью продукта и моет посуду и сохраняет красу ногтей.

1.Потребность: здесь присутствуют потребности двух уровней: ситуативная модель (мытье посуды) и ролевая модель (модель не совсем четкая, ближе к Красотке). Акцент — скорее на ситуативной модели. В любом случае потребность указана.
2. Портрет потребителя: позитивен.
3. Ценности: привлекательность и забота о ней
4. Рациональная аргументация: присутствует.
5. Форма подачи: проблема-решение имеется.

Итого, снова 5 баллов. И будет нравиться эта реклама представителям целевой группы или же нет — совершенно неважно. Эта реклама будет работать, не смотря на малую креативность или оригинальность. А вот противоположные явления, связанные с разгулом «творческого безумия» создателей — опасны.

Lucozade. Lara Croft

Lucozade — известная в Европе марка энергетического напитка, (а для некоторых групп — культовый бренд), прославившаяся, благодаря использованию в рекламе Лары Крофт — героини популярной компьютерной игры и кинофильмов. Компьютерные рекламные ролики, при помощи которых в основном и продвигалась марка — к ним претензий нет. Ролик с реальными людьми приведен нами потому, что он является ярким примером того, как креативный идиотизм способен испортить отличную идею. Итак, сюжет: молодые женщины, под воздействием продукта, возомнили себя Ларами Крофт и стали совершать абсурдные поступки, что привело некоторых к травмам и больничной койке.

1. Потребность: соответствие ролевой модели Женщины-Война или Амазонки. Собственно, благодаря Ларе Крофт, которая является воплощением этой ролевой модели, марка и стала популярной. Удачная потребность, отлично подобрана.

2. Портрет потребителя: только психически нездоровый человек увидит в неадекватных героинях нечто хорошее. Для основной массы зрителей, потрет негативен. Слишком уж глупо выглядят героини рекламы. В итоге, реклама бездарна и неэффективна.

При помощи приведенных критериев можно оценивать любые другие элементы коммуникации бренда, которые в принципе способны нести такой объем информации. Не стоит переоценивать атрибуты бренда. Логотип или слоган по определению не могут быть так нагружены смыслом. Критерии их оценки намного проще, и значение в воздействии на потребителя принципиально слабее. Реклама, в частности видеоролики, в данном разрезе принципиально эффективнее. Но и помимо видео рекламы, мессидж печатнойнаружной рекламы или же статьи, оценить таким же способом вполне возможно.

Rexona. Не дай запаху пота поставить на себе клеймо.

Скандальный промо-сайт Rexona Deo, просуществовавший около недели и срочно закрытый в связи с волной недовольства интернет-пользователей. В блогах был начат сбор подписей в адрес компании-производителя, появился протестный сайт «анти-рексона». В данном случае, обратная связь была достаточно быстрой, что позволило владельцу марки — компании Unilever, оперативно отреагировать и устранить источник возмущения, ликвидировав сайт. Причина проблемы видна как на ладони: при обозначенной актуальной потребности (ситуативная модель — борьба с запахом пота), потрет потребителя получился негативным: женщин, по сути, сравнили со свиньями.

Печатная реклама: ЦУМ

Эта реклама также вызвала скандал, в результате пришлось вносить изменения в уже размещенные постеры: было заклеено слово «лох» в сообщении «кто не в PRADA тот . »

Но не будем вдаваться в морализаторство, маркетологам и рекламщикам это не к лицу.

  1. Потребность: соответствие ролевой модели (в данном случае — Модница)
  2. Портрет потребителя: на наш взгляд, для ЦА портрет вполне позитивен.
  3. Ценности: пафос, зависть окружающих.
  4. Рациональные аргументы: в данном случае, в качестве этих аргументов можно принять факт наличия известных модных марок в точке продаж.
  5. Манипулирование — вы все видите сами. Другое дело, что манипулирование было слишком явным, неприкрытым, что вызвало недовольство радетелей за моральные нормы. Но свои непосредственные задачи эта реклама должна выполнять на 5 баллов.

Примеры рекламной кампании Adidas, которая была вполне позитивно оценена рекламным сообществом. Текст: «Я бегаю, чтобы заставить бывшего ревновать» и «мне приходится бегать из-за моей собаки». Однако, достоинства мессиджа весьма сомнительны.

  1. Потребность: ситуативная модель «бегать» (персонажи слишком разные и не могут быть объединены общей ролевой моделью). Для имиджевого бренда, такая потребность не является удачной, но поскольку мы решили обойтись без расшифровки сложной концепции потребностей (тем более, что вы сможете найти всю необходимую информацию на нашем сайте), пока что поставим балл.
  2. Портрет потребителя. На наш взгляд, женщина, худеющая по такой причине, выглядит глупо, хоть и по жизни может вызвать сочувствие и даже симпатии других женщин. Мужчина, которого тащит собака — тоже не образец для подражания. В общем, вопрос спорный. Имидж потребителя не позитивен, но будем считать, что и не негативен, примем, что он нейтрален. Баллов ставить не будем. Не за что.
  3. Ценности. Общих ценностей здесь не наблюдается. Один постер подразумевает женскую месть, ревность и зависть. Второй — давление обстоятельств, вынужденную меру. Как к этому присовокупить «невозможное возможно», слоган Adidas, подразумевающий победу над собой, над своими слабостями, притом сделать это понятно и позитивно для потребителя — тайна. В общем, очередная глупость, рожденная в слабых умах восторженных креативщиков.
  4. Рациональная аргументация: отсутствует.
  5. Манипулирование: отсутствует.

Такой вот гениальный прорыв. Даже оценку не подобрать — то ли единица с плюсом, то ли двойка с минусом. Впрочем, часто, реклама, вызывающая всеобщие «ахи» и «охи», не проходит и самый первый вопрос, настолько она ни о чем. Притом этим грешат и «культовые» бренды. А рынок часто не прощает таких ошибок, слишком велика стоимость проведения глобальной кампании, чтобы позволять себе такое развлечение потребителя без уверенности в адекватном ответе — покупке.

Заключение

Тотальный рекламный прессинг и чрезвычайно высокая стоимость размещения уже не располагают к некой «имиджевой» или «эмоциональной рекламе», которая не преследует четких целей бизнеса. И в то же время, говоря о брендах, мы должны забыть словосочетание «реклама должна продавать». Реклама уже давно не продавец и не может им быть. Реклама формирует представление об объекте потребления, оснащенного торговой маркой и прочими символами, дабы, когда потребитель встал перед выбором, у него были бы критерии для выбора и возможность идентификации нужного объекта. Сформулировать эти критерии — и есть основная задача рекламы. Притом, сделать это так, чтобы выбор был предрешен. Этого можно добиться только постоянным донесением одной и той же идеи: потребности и соответствующих ценностей (ценности), то есть фундамента бренда как такового. Свои утверждения нужно аргументировать — это следующее условие эффективной рекламы. Притом, в отличие от фундамента бренда, представляющего собой неизменяемое слагаемое, рациональная аргументация может меняться в зависимости от текущих достижений компании или же изменений уклада жизни потребителя. И последнее: реклама должна доносить информацию в легкодоступной и манипулятивной форме, что ускорит и усилит процесс создания в голове потребителя нужного представления, которое и приведет к покупке того, что рекламируется.

В очередной раз получилось сложно и непонятно? Увы, все простое уже сказано и к успеху оно давно не приводит. Приходится разбираться со сложным. Непросто уместить на нескольких страницах текста объем информации, который мы раскрываем на семинаре целых 2 дня. Однако, хочется верить, что базовые понятия мы определили. А за остальным — обращайтесь к нам, авторам идеи. Если же вам есть, что возразить по существу вопроса или что-то добавить, мы ждем ваши мнения с радостным нетерпением. В конце концов, сделать рекламу эффективной — общая, большая задача. И на наш взгляд, она вполне достижима.

Мы отдаем себе отчет в том, что трудно что-то донести той аудитории, подавляющее большинство которой считает себя гениями, не нуждающимися в указаниях того, как и что нужно делать. Но советуем задумываться вот о чем: все проблемы взаимоотношения с заказчиками, все разочарования от неприятия работ, все недовольство, непонимание, непризнания таланта рекламиста имеет в своей основе только одно — отсутствие четких критериев оценки готовой рекламы. И наличие этих критериев убивает сразу нескольких зайцев: оно позволяет и рекламистам создавать новые, яркие творческие идеи и делает заказчика довольным, ведь его рекламный бюджет не пропадет впустую.

В городе уже которую неделю ситуация с водой остается сложной

    Олег Вольф 2 лет назад Просмотров:

1 Начало материала здесь. В очередном материале молодой жительницы Донецка рассказывается о том, как обстоит дело с водоснабжением города в ситуации ежедневных изнуряющих обстрелов украинской артиллерией. Прошлая ночь в Донецке была относительно спокойной. Относительно это значит поспать все же удалось. Но голова ноет от боли, ведь ночами мозг совсем не отдыхает. Ты находишься в постоянном напряжении от ночных обстрелов и организм периодически дает сбои. Еще лежа в кровати хочется скорее узнать новости от родных и друзей. Все порядке и это главное. Друзья понимают, что мы живем в неспокойном районе, и каждый день требуют, чтобы мы перебрались к ним. Понимание того, что в любой момент, прихватив сумку, мы приедем к друзьям, а нас ждут, невероятно греет душу. В городе уже которую неделю ситуация с водой остается сложной

2 вода теперь редкий гость в нашем районе. Ночные обстрелы ВСУ выводят из строя системы водоснабжения. Ежедневно ремонтные бригады ликвидируют несколько десятков порывов водопроводов и канализационных сетей. А в особо горячие сутки количество повреждений переваливает за сотню. Восстановительные работы ведутся очень оперативно, однако следующая ночь выводит коммуникации из строя вновь. До начала войны мы совсем не задумывались, как это жить без воды. Вода шла стабильно. Если и происходили какие-то неполадки, то в кратчайшие сроки их устраняли. Единственным неудобством моего и нескольких соседних домов, прилегающих к ЖД вокзалу Донецка, было то, что в отключали холодную воду. И включали её в 6 утра. Якобы это было необходимо пожарной части для закачки своих резервуаров. Это вызывало вопросы, поскольку у наших знакомых, живущих в других районах рядом с пожарными частями, воду на ночь не отключали. Тогда мы считали это большим неудобством, ведь вернувшись домой заполночь от друзей или из кино, мы не могли привычно принять душ перед сном. Теперь мы с грустной улыбкой вспоминаем то время, понимая, что все относительно. Сейчас купаемся по старинке, как наши бабушки и дедушки, с помощью ковшика, предварительно нагрев в кастрюлях воду. В отличие от предков не на печи, а на газовой плите. В центре города вода идет дольше, поэтому отправляясь утром на работу, мы берем с собой пустые 6-ти литровые канистры, чтобы их наполнить. Ведь вечером, вернувшись с работы, воду можно уже не застать. Вчера вода бежала всего пару часов небольшой струей, но нам удалось набрать запас в ведра и канистры. И мы довольны хотя бы этим, поскольку поймать ее получается не каждый день. Из-за низкого давления воды стиральная машинка просто не включается, поэтому стираю вручную. На кухне без воды тоже непросто. Позавтракав перед выходом на работу, привычно помыть посуду уже не получится. Без воды приготовление еды для семьи на неделю вообще превращается в подвиг.

3 Жители Куйбышевского и Кировского районов воды в кранах не видят вообще местные власти организовали подвоз технической воды, чтобы хоть как то можно было протянуть. А жителям, например, поселка Октябрьский, вообще негде купаться. Из-за постоянных обстрелов они месяцами сидят в подвалах, изредка выбегая в ближайшие магазины за самыми необходимыми продуктами. Поэтому сейчас было бы актуально, как никогда, чтобы работали общественные бани. Но в краю, где у каждой шахты есть своя баня для рабочих, а обеспеченные люди предпочитают частные сауны, общественная баня как вид бизнеса полностью отсутствует. Мне сложно представить, как работают больницы в условиях отсутствия воды. Как сохранить чистоту и общее санитарное состояние медучреждений? Как мыть инвентарь или инструменты в тазиках? Как мыть больных или детишек? А воду греть как? В кружках кипятильником? И это в то время, когда раненных или просто пострадавших под обстрелами везут десятками в день. Жители частного сектора, которые надеялись на урожай со своих грядок, из-за отсутствия регулярного полива уже остались без овощей и фруктов, а про запасы на зиму и говорить не стоит. В

4 районах, где ситуация с подачей воды получше, люди усиленно поливают свои огороды, опасаясь остаться без урожая. Местные власти пытаются бороться с этим явлением, объясняя, что полив из трубопровода забирает воду у других. Такая проблема и до войны стояла остро, но сегодня это многих ставит на грань выживания. С питьевой водой ситуация еще интереснее. Качество водопроводной воды оставляет желать лучшего. Чаще всего она имеет неприятный запах и странный вкус, как будто застоялась и начала цвести. По информации местных властей, службам не хватает необходимых реагентов для надлежащей очистки воды. Поэтому ее рекомендуют кипятить не менее 5-7 минут для дальнейшего употребления. Единственный выход покупная вода из местной сети киосков «Вода Святогорья» за 1.60 рублей за 1 литр. Иногда мы тоже ее покупаем, если не успеваем запастись водой из источника у родителей в Снежном. Еще воду можно купить в магазинах. Достаточно широкий выбор газированной и обычной воды от разных производителей уже есть в каждой торговой точке. На днях я купила негазированную воду 1,5л за

5 13,50 гривен или 27 рублей. Хотя до войны такая же бутылка стоила в рознице в среднем 6-7 гривен или рублей. Конечно, мы давно уже привыкли к другим удобствам, но мне сложно представить мой быт, если еще не станет света или газа. Как теперь во многих других населенных пунктах. Ни приготовить, ни продукты сберечь, ни зарядить телефон тогда уже не получится. Такое средневековье уже рядом, за пару километров от моего дома, в поселке Октябрьский, где от частного сектора остались одни дымоходы». Продолжение следует

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Организация и планирование свадьбы самостоятельно